3dsMax. Урок № 13. Искажения при масштабировании
Применение к объектам операции неравномерного масштабирования по осям (особенно если они объединены в иерархические цепочки) иногда может привести к нежелательным последствиям. Покажем это на примере. Создайте чайник (Teapot) и масштабируйте его в одном или двух направлениях (рис. 1).
Перейдите на вкладку Hierarchy и активизируйте команду Affect Pivot Only (Воздействовать только на опорную точку). C помощью команды Select and Rotate повращайте систему координат чайника. Несмотря на то, что мы воздействовали только на систему координат и осуществили ее поворот, пропорции чайника исказились (рис. 2). Верните чайник в исходное положение.
Однако в ряде случаев приходится прибегать к развороту системы координат объекта. Чтобы устранить возможность появления искажений, раскройте вкладку Utilities (Утилиты) , выделите чайник и активизируйте команду Reset XForm (Сброс преобразований). Затем в свитке Reset Transform (Сбросить преобразования) щелкните кнопкой Reset Selected (Сбросить для выбранных объектов). Снова перейдите на вкладку Hierarchy, активизируйте команду Affect Pivot Only и повращайте систему координат. Искажения пропорций чайника устранятся.
Примените к чайнику модификатор Edit Poly и в качестве центра преобразований установите Pivot Point Center (Центр преобразований в опорной точке) . Выделите все полигоны и масштабируйте их по вертикали. Целостность объекта нарушится (рис. 3). Вернитесь в исходное положение.
Теперь в качестве центра преобразований установите Use Selection Center (Использовать центр выбранной совокупности объектов) и снова масштабируйте все полигоны. На этот раз целостность объекта сохранится.
Наследование трансформаций
Рассмотрим влияние неравномерного по осям масштабирования на поведение объектов, связанных иерархической связью. Создайте простую сцену из трех сфер и конуса (рис. 4). Объедините их в иерархию объектов, в которой старшим объектом будет нижняя сфера, а младшим — конус (рис. 4).
Сместите в сторону среднюю сферу, вместе с ней сместятся и ее младшие объекты. Это означает, что в иерархии младшие объекты наследуют трансформации более старших объектов. Точно так же в иерархии наследуется масштабирование объектов. В окне Front масштабируйте среднюю сферу вдоль горизонтальной оси, вместе с ней будут масштабироваться и ее младшие объекты (рис. 5).
Если вы желаете, чтобы любые трансформации старшего объекта не распространялись на его младшие объекты, то, после выделения старшего объекта, на панели Hierarchy (Иерархия) перейдите в раздел Pivot (Опорная точка) и в свитке Adjust Transform (Выровнять преобразования) нажмите кнопку Don’t Affect Children (Не влиять на потомков).
Перед созданием любых иерархических цепочек всегда полезно убедиться, что масштаб каждого объекта равен 100%. Если в процессе моделирования были изменены масштабы некоторых объектов, то для их сброса необходимо выделить самый старший в иерархии объект, на панели Hierarchy перейти в раздел Pivot и в свитке Adjust Transform нажать кнопку Don’t Affect Children. Иначе любая трансформация звена иерархии может исказить форму объекта.
Редактор сайта